Системе «Электронный проездной» исполнилось 5 лет

1 августа отмечает свой первый юбилей проект платежной системы «Золотая Корона» «Электронный проездной»: технологии обслуживания электронных транспортных и социальных карт исполнилось 5 лет. На сегодняшний день современная интеллектуальная система безналичной оплаты проезда и учета пассажиров внедрена в 11 регионах России в тесном сотрудничестве с областными и городскими администрациями и объединяет более 190 транспортных предприятий различных форм собственности, почти 8,5 тысяч единиц транспортных средств. По транспортным картам, используемым в рамках системы «Электронный проездной», оплачивают проезд более 2 миллионов пользователей, совершая свыше 37 миллионов поездок в месяц.
 
Технологические разработки системы «Электронный проездной» начались в ГК ЦФТ еще в 1998 году, а в 2002 году транспортные карты как средство безналичного расчета начали действовать в Челябинске. Челябинский проект, реализованный ЦФТ совместно с  «Челябинвестбанком», МУП «Челябгортранс» и «Уралинфотек», стал для «Электронного проездного» удачным пилотом, заложившим основы промышленной эксплуатации системы и давший горожанам удобный финансовый инструмент — «Социальную карту челябинца».
 
Основное развитие транспортной платежной системы «Электронный проездной» началось в 2006 году, когда стартовал проект в Новосибирске. В рамках проекта «Электронный проездной – Новосибирск» для обслуживания пассажиров в общественном транспорте была выпущена «Единая транспортная карта», впервые в России объединившей «транспортные кошельки»  метрополитена и наземного транспорта. Другой особенностью реализованного в 2006 году проекта стала эмиссия в рамках системы «Электронный проездной» 4-х видов карт: транспортных (общегражданских), социальных, карт школьника и студенческих карт, имеющих два тарифных плана – льготный и безлимитный.
 
За короткое время система «Электронный проездной» совершила беспрецедентную экспансию на рынке. Сегодня система работает в 10 субъектах РФ: Челябинск, Амурская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Ярославская области, Республика Алтай, Кемерово, Краснодар, Самара. Совместно со Сбербанком России в Астрахани реализован пилотный проект тестирования транспортного приложения на «Социальной карте Астраханской области».
 
Все реализованные проекты имеют свои особенности. Так, в Новосибирске сегодня действуют 7 видов транспортных карт, в том числе корпоративные карты и специальные карты социального дисконта. В Оренбурге реализована позонная тарификация, имеющая 14 тарифных зон. В Горно-Алтайске используется многоэмитентная схема, которая позволяет гражданам по своему желанию выбирать банк, обслуживающий карту. В Челябинске действуют различные «электронные кошельки» с дифференцированными тарифами и «электронные абонементы». В Кемерово уже на этапе запуска пассажирам наряду с пластиковыми картами были предложены картонные транспортные карты. В Благовещенске проект многофункциональных социальных карт был реализован на картах с банковским приложением платежной системы Visa. В Ярославской области система интегрирована с сетями устройств самообслуживания Сбербанка РФ.
 
Сегодня «Электронный проездной» — это многофункциональная инновационная технология, которая позволяет организовывать безналичные расчеты за транспортные услуги, а также обслуживать другие социальные, банковские и финансовые приложения (идентификационная карта, карта для организации оплаты жилищно-коммунальных услуг, адресной социальной помощи, оплаты услуг медицинских учреждений и страховых компаний, продажи лекарств, товаров народного потребления и т.п.).
 
Функциональные возможности системы «Электронный проездной» практически неограниченны и позволяют реализовать все основные современные тенденции в сфере автоматизации отрасли пассажирских перевозок. Потенциал технологии позволяет модифицировать систему в режиме тонкой настройки и реализовывать все возможные варианты обслуживания граждан и взаимодействия всех ее участников.
 
Автоматизация транспортной инфраструктуры позволяет не только повысить экономическую эффективность городских пассажирских перевозок, но и подготовить регион к внедрению универсальных электронных карт, на которых одним из обязательных приложений будет транспортное.